Провал теории академика Павлова
На первом курсе академия (ВИРТА, Харьков) не предоставляла своим слушателям общежитий, все мы в этот период снимали жилье. Мой выбор пал на домик по улице Клинской, где я с семьёй жил в течение года. Домик нам сдавал Василий Матвеевич, интересный дед 1900 года рождения, с которым у меня были длительные и интересные дискуссии на разные темы, включая политические. Он хорошо помнил царские времена, был активным комсомольцем в советский период, делал лепные украшения для здания Харьковского обкома КПСС.
Во дворе у Василия Матвеевича стояла собачья будка с огромным псом внутри. На наши проходы пёс не реагировал, принимая за своих. Кормить своего питомца Василий Матвеевич выходил с палкой, так как не совсем здоровый пёс, рыча и злясь, пытался кусать свой собственный хвост, принимая его за конкурента в еде. В этот момент дед палкой возвращал пса к реальности, и тот приступал к еде из поставленной миски.
Наблюдая почти ежедневно эту картину, я высказал предположение, что у собаки надо выработать условный рефлекс по теории академика Павлова, который совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные. Суть предложения заключалась в том, что в момент начала агрессии псу надо подать сигнал, но не палкой, а например, электрическим импульсом высокого напряжения. Дед вначале скептически отнёсся к моему прожекту, но сила моего убеждения победила, я изготовил необходимое оборудование. Оборудование состояло из трёх деталей – повышающего трансформатора, кнопки и батарейки. При нажатии на кнопку трансформатор выдавал высоковольтный импульс, который, по моему представлению должен образумить пса и выработать условный рефлекс.
Ворча и тихонько ругаясь, Василий Матвеевич держал своего питомца, пока я вплетал в цепь провода, оголенные концы которых прикрепил к его передним лапам. Окончив монтаж своего передового оборудования, я с кнопкой спрятался за забором, а деду дал команду поставить миску с едой. Пёс, забившийся от недоумения в свою будку, ворча и косясь на хозяина, потянулся к миске. И тут сработал безусловный рефлекс – со злобным рычанием пёс вцепился в собственный хвост. Это было начало моего эксперимента по выработке условного рефлекса, я нажал кнопку. Взвизгнув от удара током, пёс подпрыгнул на месте и зарычал, не понимая, что произошло. Следующее нажатие на кнопку загнало собаку в будку, откуда послышался вой, будка затряслась от взрыва эмоций нашего подопытного. Это продолжалось целую минуту, но тут не выдержал дед, и с проклятиями в адрес моего эксперимента кинулся к будке, за цепь вытащил воющего пса и оторвал оставшиеся провода. Эксперимент с треском провалился.С этого момента мне пришлось обходить будку стороной, так как пёс запомнил своего обидчика и готов был вцепиться со всей собачьей ненавистью. А вскоре Василий Матвеевич сдал своего больного барбоса в ветеринарную поликлинику, где его усыпили.