Кадету Биглеру должно понравится...
Историю эту нам рассказал один преподаватель МАИ.
Дело было так. На бомбарировщик ту-22м (если память не изменяет) стали
устанавливать новое навигационное устройство под названием астрокомпАс.
Для этого сверху фюзеляжа сделали специальное окошко, под которым
устанавливался датчик. Сей девайс работает следующим образом. Он
улавливает излучение наиболее ярких звезд, отфильтровывая его от
остального света, и показывает азимут выбраной звезды. Работает он и
ночью и днем, а так как полет происходит над облаками, то и при любой
погоде.
Но вот когда это чудо инженерной мысли поступило в войска, то оно напрочь
отказалось работать из-за того, что на окне датчика появлялся конденсат,
а то и просто лед.
Производители начали чесать репу. На испытаниях-то все было ОК...
Первая мысль, которая пришла в голову инженерам - это нарушение условий
эксплуатации. Дело в том, что для того, чтобы на стекле не образовывался
конденсат, его перед полетом необходимо было протирать оптическим
спиртом, который поставлялся вместе с устройством.
Но проверка показала, что окно спиртом протирают, но оно, тем не менее
все равно запотевает.
Инженеры себе голову сломали, пытаясь добраться до истины, а она
оказалась довольно прозаической...
Дело в том, что техники в части провели консилиум и решили, что негоже
для такого простого дела как протирка иллюминатора использовать
оптический спирт. Вполне сойдет и технический. А оптический они довольно
успешно применяли по назначению (протирка оптической оси прицела). Но
вот не учли они, что в техническом спирте, в отличии от чистейшего
оптического, находятся различные примеси, корорый остаются на стекле
после испарения спирта и способствуют образованию конденсата.
PS. Для тех, кто не в курсе. Оптическая ось - это воображаемая линия,
а ее протирка это употребление спирта во внутрь.