"Не могу остановиться!" Итак, обещанное продолжение истории про
памятники
"Памятник... Богу, или Каждому городу - свой Церетели!"
Это чудо новейшей архитектуры и скульптуры мне посчастливилось лицезреть
в 1999 году в славном городе Ярославле. Этим творением местный мэр
поздравил своих сограждан с очередным Днем города. Творение сие должно
означать не более не менее как объемный вариант великой рублевской
"Троицы". Даже не знаю, как приступить к его описанию...
Представьте себе немереных размеров "гонг" (вроде московского памятника
Хо-Ши-мину), слегка углубленный в середине на манер суповой тарелки, в
который скульптор умудрился впихнуть три фигуры ангелов да еще и стол,
за которым они сидят. Как известно, по канонам православной иконописи,
две крайних фигуры должны быть наклонены к ценру так, чтобы образовывать
собой некое подобие чаши, в которой находится центральная фигура
Бога-Сына... На данном барельефе из-за кривизны центральная фигура
оказалась над двумя другими, отделенная от них выпирающим краем стола, -
впервые мне удалось воочию увидеть ангела, заседающего в президиуме!
Все, как в хорошем парткоме, - слева под рукой чаша с питьем (вместо
графина), справа - стопка чего-то непонятного, что вполне может зайти за
пухлый конспект заготовленной речуги... Кстати, пресловутая чаша выгнута
так, что присутствовавшие на экскурсии школьники неоднократно
интересовались у гида, почему Вечный огонь в ней не горит, - газу, что
ли, нет в городе... Разумеется. вездесущие подростки успели напихать
туда кучу всякой дряни, так что чаша стала напоминать уже не графин, а
пепельницу. Но лучше всего выглядят руки ангелов! У правого пальцы
сложены традиционным благословляющим жестом; у центрального - высоко
поднято раскольничье "двуперстие" (три пальца прижаты к ладони,
указательный и средний вытянуты)... А левый держит вверх ладонями обе
руки - на одной сложено такое же двуперстие, на другой - традиционное
трехперстное знамение (к ладони прижаты два пальца, а большой, средний и
указательный сложены в щепоть). Бедный ангел грустно рассматривает свои
руки и, судя по всему, никак не придет к окончательному решению - какой
же крест ему больше нравится, старо- или новообрядческий? О ликах
ангельских, право же, лучше умолчать - за одно их подробное описание
могут отлучить от Церкви как за богохульство в особо крупных размерах!
Скажу только, что больше всего они напоминают узников Освенцима - и
провалами глаз, и заостренными носами, и общим выражением...
Кстати говоря, большинство храмов Ярославля послало мэру петиции в
требованием убрать чудовищное изваяние, "оскорбляющее эстетические и
религиозные чувства горожан".